Государственным учреждениям Крестьянским хозяйствам Частным организациям
  Главная   |   Описание  |   Документация  |   Загрузить  |   Контакты

Ведение кадастра объектов недвижимости промышленного предприятия

П.А. Коновалов

В статье рассмотрены проблемы ведения кадастра недвижимости на российских предприятиях, пути и средства их решения.

Все промышленные предприятия владеют или пользуются земельными ресурсами. Совершенствование учета земель юридических лиц, таких как промышленные предприятия, имеющие на балансе значительные земельные ресурсы, не только облегчит взаимодействие с учетной базой государственной кадастровой системы, но и позволит им развивать и совершенствовать свою земельную политику, сократить земельные платежи, значительно повысить эффективность использования земельных ресурсов предприятия. Особенно актуальна эта проблема для предприятий, имеющих во владении, пользовании или аренде множество земельных участков находящихся в различных категориях земельного фонда.

В настоящее время в России идет процесс совершенствования системы регистрации прав на землю и недвижимость, который осуществляется посредством Единой государственной системы регистрации, и позволяет:

  • упростить и ускорить процедуру регистрационной системы, сделать ее наиболее надежной;
  • решать задачи планирования и управления в области землепользования и экономики недвижимости;
  • создавать многоцелевую кадастровую систему.

Основной целью создания автоматизированной регистрационной системы следует считать обеспечение надежной многосторонней информацией административно-хозяйственных служб разного уровня, имеющих дело с территорией и недвижимостью и решающих разнообразные задачи контроля, планирования управления в этой области.

Земельный кадастр является основой, на которой базируются государственные и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений, предприятий и организаций, всех форм собственности и хозяйствования.

Ведение кадастра земель позволяет вести целенаправленный и упорядоченный учет сведений о природном, хозяйственном, правовом использовании всех элементов и объектов, что представляет определенную ценность для разрешения различных государственных задач по рациональному использованию земельных ресурсов, формированию и обеспечению необходимой информацией рынка земли и недвижимости.

Развитие рыночных отношений, введение платности землепользования и землевладения потребовали совершенствования системы учета и регистрации прав на земельные участки. Эти функции выполняют специальные службы, такие как регистрационная и кадастровая палаты.

Один из принципов земельно-кадастрового производства - унификация, т.е. единообразие методологии и методики сбора и оформлений земельно-кадастровой информации. Между тем, земельно-кадастровые службы не являются единственным источником формирования исходной кадастровой информации. Так, сведения, используемые при ведении кадастра, могут быть получены в результате других работ, не имеющих информационного обеспечения земельного кадастра, и в первую очередь самим предприятием, эксплуатирующим земельный участок, территории для различных нужд. Однако в настоящее время для юридических лиц, которыми выступают промышленные предприятия, процесс учета земли не достаточно отрегулирован.

Земельный кадастр в предприятиях, организациях и учреждениях является составной частью земельного кадастра РФ. Данные земельного кадастра необходимы землепользователям для их производственной деятельности, районным организациям - для руководства и контроля за правильным использованием земель и ведения государственного земельного кадастра. В предприятиях земельный кадастр создаёт необходимые условия и предпосылки для организации рационального использования земель.

Так же возникают вопросы оптимизации земельных платежей, так как со временем налоги на землю и арендная плата будут только расти. Надо решить, где и для чего надо брать землю в собственность, а где ограничиться арендой, пользуясь принципом "мое только то, что мне необходимо".

Все промышленные предприятия владеют или пользуются земельными ресурсами. Земля необходима им для развития производства, она выступает как производственный и пространственный базис для размещения цехов, внутризаводских коммуникаций, подъездных путей (автомобильных дорог, железнодорожных веток), складских помещений и других зданий, сооружений для организации рабочего процесса, а также для размещения зеленных насаждений. Необходимы предприятиям и земельные участки для административных зданий (заводоуправлений) и административно-бытовых корпусов, размещаются руководство цехов, столовые, душевые, медицинские пункты для обслуживания рабочих и другие помещения. До недавнего времени на земельном балансе промышленных предприятий находились земельные участки, на которых располагались и объекты социального назначения: школьные лагеря отдыха, пансионаты и базы отдыха, стадионы, дома культуры и другие объекты, а так же жилой фонд, возведенный на средства предприятия. При этом субъектом права на все перечисленные земельные участки, представляющие землевладения или землепользования, является само промышленное предприятие. Оно отвечает не только за состояние и рациональное использование своих земель, но должно и оплачивать земельный налог или арендную плату.

Значительные площади, находящиеся на балансе промышленного предприятия, многообразие использования их по целевому назначению, а так же различная правовая основа требуют и особого учета земель. На предприятии должна быть своя служба контроля за земельными ресурсами. По мнению Н.П. Шалдуновой, первичный учет земель следует проводить на промышленном предприятии. Формы учета земельных участков, находящихся на балансе у предприятия, по которым оно выплачивает земельный налог и арендную плату, должны быть унифицированы и соответствовать учету земель в кадастровых службах.

Для взаимодействия с системой государственного земельного кадастра учетная документация должна состоять из шести блоков сведений:

  1. сведения о земельном участке (кадастровый номер, местоположение, площадь);
  2. сведения о правовом режиме участка (категория земель, цель использования, вид права на землю, установление обременения и ограничения);
  3. сведения о правообладателе (дата и место государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства); В данном блоке такая информация, как индивидуальный номер налогоплательщика, юридический адрес, адрес фактического местонахождения юридического лица, содержащаяся в государственном земельном кадастре, необязательна.
  4. данные о совершенных сделках с земельным участком (купля-продажа, дарение, передача по наследству, в аренду или в залог, внесение в уставной фонд и другие, а также цена, по которой совершена сделка);
  5. сведения о расположенных на данном участке зданиях, строениях, сооружениях (их кадастровый номер, местоположение, номер, площадь, надземная и подземная этажность);
  6. процедурные сведения, подтверждающие правомерность предыдущих операций с земельным участком (документы основания: решения местной администрации, купчие, дарственные, завещания, договора о залоге, аренды, временном пользовании, сервитуте, вид выданного обладателю документа, удостоверяющего факт государственной регистрации, его номер и дата выдачи).

Особенно актуальна эта проблема для предприятий, имеющих во владении, пользовании или аренде множество земельных участков находящихся в различных категориях земельного фонда.

Учетные формы земельных ресурсов, имеющиеся в настоящее время и у юридических лиц, как правило неудобны, кроме того, содержащаяся в них информация не сопоставима с базой данных кадастровых служб.

Предлагаемый вариант учета земельных ресурсов промышленных предприятий (с использованием специализированных информационных систем) позволит не только унифицировать информацию по всем юридическим лицам, но каждому из них сгруппировать данную информацию с учетом:

  • вида права на земельный участок - собственность или аренда;
  • категорий земельного фонда - земли сельскохозяйственного назначения, промышленности, поселений, особо охраняемых территорий, лесного фонда и другие. Учет по категориям земель необходим, так как меняются ставки земельного налога, вносятся определенные ограничения по использованию земель;
  • целевого использования земель - под производственными строениями и сооружениями, линейными объектами, административными зданиями, объектами социальной инфраструктуры, складскими помещениями, жилым фондом, санитарно - защитными зонами, для сельскохозяйственного использования и другие.

Предприятия, имея обширную информацию по видам права, целевого использования, размерам земельных платежей, могут правильно определить для себя правовой статус земель с точки зрения экономической целесообразности: что выгоднее - платить земельный налог или арендную плату и наметить мероприятия по интенсификации и рациональному использованию земель.

Провести зонирование территории и согласно нормам СНиПа повысить плотность застройки определенных функциональных зон. Выделить санитарно-защитные зоны с учетом класса вредности предприятия, использовать их в производственных целях и тем самым снизить вредное влияние промышленного производства на прилегающие территории, не допускать дополнительное включение земель.

Совершенствование учета земель юридических лиц, таких как промышленные предприятия, имеющие на балансе значительные земельные ресурсы, не только облегчит взаимодействие с учетной базой государственной кадастровой системы, но и позволит развивать и совершенствовать свою земельную политику, сократить земельные платежи, значительно повысит эффективность использования земельных ресурсов предприятия.


Использованные источники:
Шалдунова Н. П. Совершенствование ведения кадастра земель промышленного предприятия // Пермский агарный вестник. 2004. - вып.11, ч.3. - с.154-158

Разработка программного обеспечения на заказ - Schilling Systems



  CopyRight © 2007 Андрей Шиллинг

Каталог GeoTop статистика сайта
Hosted by uCoz